Что не так с морализмом?
Автор: Джон Мак-Артур
В морализме есть ряд смертельных опасностей. Я могу представить, по крайней мере, шестнадцать причин, почему христиане не должны принимать морализм в качестве стратегии для лечения пороков нашего общества:
1. Это не наше поручение. Во 2 Коринфянам 5:20 описана надлежащая роль христианина в обществе: «Итак мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом». Мы посланники Христа. Хотя это может звучать как политическое призвание, это не так. Мы царство священников, а не политиков. Священник – это примиритель. Именно это мы и призваны делать: призывать людей примириться с Богом.
Мы не призваны стоять в стороне от общества и тыкать пальцем; мы призваны идти по всему миру и приобретать учеников (Матфея 28:19-20). Когда верующие стали путать, к чему Бог призвал нас, когда они делают морализацию общества своим главным приоритетом, они оставляют свою истинную миссию. Когда церковь возвышает стремление к нравственности в обществе над библейским поручением проповедовать евангелие, она существенно теряет свой отличительный голос и занимает место среди мириад лоббистских групп и политических партий, навязывающих земные программы. Небесная программа действий сводится к Великому поручению; это благовестие, а не политические или моральные реформы.
2. Это тратит впустую огромное количество драгоценных ресурсов. Когда церковь вкладывает время, деньги и человеческие ресурсы в политическую деятельность, мы тратим наши ресурсы впустую. В конечном счете, когда кто-то идет в ад, очень мало значит, проститутка это или полицейский.Не стоит тратить наши силы на попытки сделать грешников лучше. Нам нужно говорить им о решении вопроса греха и о пути спасения. Все эти попытки очистить нашу культуру напоминают попытки барса переменить свои пятна (Иеремия 13:23). Это пустая трата церковных ресурсов.
В Ефесянам 5:16-17 говорится: «…дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия». Воля Божия ясна: мы призваны проповедовать весть примирения и умолять людей примириться с Богом. Делать что-либо другое – значит поступать глупо и впустую тратить время и ресурсы. Мы не заинтересованы в поверхностном изменении морального облика нашей страны. Мы должны провозглашать спасительное Евангелие Иисуса Христа, через которое Бог спасает людей от грехов и дает им новое сердце.
3. Нравственная реформа – безуспешная и даже невыполнимая задача. Морализм добивается недостижимой цели: улучшить общество без какого-либо изменения человеческих душ. Барс не может переменить свои пятна. Грешники не могут изменить сами себя. Поэтому общество как целое не может подлинно измениться, пока люди не станут новым творением во Христе (2 Коринфянам 5:17).
4. Морализм неверно понимает природу Царства Божьего. Те, кто стремится только к нравственным изменениям, обычно не понимают, что такое Царство Божье. В Иоанна 18:36 Иисус сказал: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня…» Мы не пытаемся сохранить статус нашей страны в мире или сохранить какую-либо земную культуру. Тратить все свое время, энергию и силы, стремясь к политической власти и влиянию, – значит упускать суть Божьего Царства. Иисус сказал Своим ученикам: «…Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так…» (Матфея 20:25-26 курсив добавлен). Стремление к земному политическому влиянию несовместимо с целями Царства Божьего.
Кроме того, благополучие Царства Божьего ни в коей мере не повышается или уменьшается из-за политических успехов какой-либо отдельной страны. В конечном итоге, укрепление Царства Божьего не будет сорвано никакой политической программой.
5. Морализм требует от грешников делать то, что может только Бог. Мы с вами не можем сделать других людей более нравственными. И сами они не могут изменить себя настолько, чтобы это имело значение для вечности. Плохое дерево не может приносить добрые плоды (Матфея 7:18). Мы даже не можем понять свое собственное сердце, тем более не можем его очистить (Иеремия 17:9). Преображение человеческой души – Божье и только Божье дело. И Он совершает его с помощью Своего Слова (1 Петра 1:23).
6. Морализм – это религия, лишенная богословия. По большей части, «Религиозные правые»1 в Америке никак не связаны с богословием. Это сделано намеренно. «Религиозные правые» – это коалиция людей, объединенныхприверженностью политическому консерватизму, но у них часто мало общего в богословии. Поэтому они избегают рассмотрения богословских вопросов. В следствии этого, многие люди в этом движении не знают здравого учения, не знают Писания, и даже не знают истинного Бога. Они пытаются добиться чего-то, не имея для этого богословского обоснования.
Меня очень тревожат усилия по насаждению нравственности, не подкрепленные здравым богословием и не вызванные заботой о Божьей славе. Такие усилия обречены с самого начала, потому что они у них нет либо верных мотивов, либо верного направления.
7. Морализм неверно понимает, что значит быть солью и светом. В Матфея 5:13-14 Иисус сказал Своим ученикам: «Вы соль земли… Вы свет миру». Интересно, что эти слова часто цитируют для оправдания политического активизма. Но соль и свет – это не символы нашего нравственного влияния или политической власти, этими образами представлены свидетельство евангелия и сила святой жизни. Именно так Иисус использовал эти образы в Нагорной проповеди. Свет – это сияние, исходящее от истины. Соль – это сохраняющая сила благочестивой жизни. Будучи светом, мы провозглашаем истину, будучи солью, приправой, мы действуем как консервант в обществе, проявляя добрые дела в нашей собственной жизни. Быть солью и светом – не имеет ничего общего с какой-либо политической стратегией.
8. В Новом Завете нет примеров морализма кроме фарисеев. Все усилия фарисеев улучшить моральный облик людей приводили к противоположным результатам. Иисус сказал, «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Матфея 23:15).
Кроме того, в Новом Завете нет примера политической активности. Иисус не добивался отмены рабства. Апостолы не проводили митинги протеста против жестоких гонений на христиан в Римской империи. Ничто в Писании не указывает, что мы призваны к такой задаче.
9. Политические попытки привить обществу нравственность приводят к нечестивым союзам с неверующими и врагами Евангелия. Многие неверующие, представители религиозных культов и религиозных традиций, искажающих или отвергающих Евангелие, тем не менее, поддерживают нравственные реформы. Евангельские верующие вступили в политические коалиции с такими людьми. Но что происходит? Чтобы сохранить коалицию, приходится устранить проповедь Евангелия. Когда мы становимся политическими союзниками с теми, кого оскорбляет Евангелие, это затрудняет наше свидетельство и ослабляет нашу способность эффективно служить. Заключать такие союзы – серьезная ошибка.
10. Морализм ведет к компромиссами спасению делами. Стремление к политическим коалициям начинает разрушать убеждения людей об исключительности Христа. Эта тенденция совершенно очевидна в современных евангельских кругах в Америке. Многие уже говорят, что они верят, что на небе будут люди из нехристианских религий , возможно, даже некоторые агностики с высокими моральными стандартами. Они дали новое определение пути спасения в нравственных терминах и поставили Евангелие под вопрос. По сути, в их богословии веру заменили человеческие дела.
11. Морализм выборочно выступает против грехов. Не слышно, чтобы христианские политические лоббисты с большим энтузиазмом выступали против гордыни или материализма. Я не видел, чтобы они проводили какую-либо серьезную кампанию против развода. Они редко даже порицают грех прелюбодеяния. Они выступают только против определенных грехов, таких как гомосексуализм, педофилия, аборты, порнография и других шокирующих или извращенных форм греха.
Но они совсем не обращают внимания на худший из всех грехов. На какой? Подумайте: если первая и наибольшая заповедь – это Матфея 22:37: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим», – тогда величайшим грехом будет любое нарушение этой заповеди. Хотите говорить о нравственности? Тогда давайте говорить об этом. Хотите говорить о грехе? Тогда давайте не будем выбирать те пять, против которых легче всего выступать, потому что мы не делаем этих грехов. Давайте поговорим о величайшей из всех заповедей. Почему это не входит в повестку дня? Если мы хотим бороться против безнравственности в нашей культуре, то давайте обличать людей (включая и нас) там, где обличение нужно больше всего: что мы не любим Бога так, как должны.
12. Морализм не понимает истинной природы духовной войны. Многие сторонники морализма убеждены, что они ведут войну в духовной сфере. Но это не такая духовная война, к какой призывает нас Писание. Истинная духовная война описана во 2 Коринфянам 10:4-5. Она включает в себя ниспровержение ошибочных идеологий истиной Слова Божьего, так что мы «пленяем всякое помышление в послушание Христу». Это битва не с врагами из плоти и крови, и она ведется не политическими программами, представляющими собой лишь мирскую мудрость.
13. Политика морализма превращает тех, кому мы должны предлагать Евангелие, во врагов. Неверующих, развратников, производителей порнографии, гомосексуалистов и сторонников абортов стали поливать грязью и ненавидеть среди верующих. Мы склонны считать их своими врагами. Но это наши миссионерские поля. Мы не должны стать как Иона, который так сильно ненавидел ниневитян, что был готов на все, только бы не проповедовать им. И даже после того как они приняли его проповедь и весь город был охвачен пробуждением, Иона сильно расстроился, потому что он хотел, чтобы Бог уничтожил всех этих людей!
Ниневитяне действительно были ужасными людьми. Они вырезали своих врагов и складывали пирамиды из черепов своих жертв. Они любили пытки, кровопролитие, и насилие. По земным меркам они были гораздо худшими грешниками, чем противники современных религиозных правых. Но Бог проявил Свою любовь и милость к ним и обличил Иону за то, что у него не было простого человеческого сострадания к ним.
Есть уместная святая ненависть к греху. Но Иисус плакал от сострадания к грешникам. Потому и мы должны.
14. Политика морализма подвергает христиан преследованиям и ненависти по неверным причинам. Терпеть поношение ради Христа – привилегия и честь (Матфея 5:11). Но людей, называющих себя христианами, сегодня поносят в мире за их политические позиции и за враждебность к тем самым людям, которым мы должны благовествовать. Это на самом деле вредит свидетельству церкви.
15. Морализм переворачивает божественный порядок. Морализм делает нравственность силой для спасения, а не наоборот. Многие евангельские верующие сегодня, как кажется, действуют так, как будто если мы сможем поднять моральный уровень нашей культуры, то больше людей поверят в Евангелие. Им кажется, что если мы сможем очистить страну, то будет больше возможностей для Евангелия. Это прямо противоположно божественному порядку.
16. Морализм не понимает Божьего гнева. Мы видим в Римлянам 1, что Бог из-за Своего гнева предает людей их грехам. Неужели нам кажется, что нравственные реформы и политические усилия могут преодолеть Божий гнев? Мы не знаем, каков Божий план для нашей страны, но мы знаем, какое поручение Он дал церкви: это поручение состоит в том, чтобы провозглашать Евангелие, и только его.
Морализм запутывает и подменяет приоритетность того, чем должны заниматься христиане в этом мире. Он искажает божественную весть, что все люди, нравственные или безнравственные, обречены, и им нужно спасение, причем они могут быть спасены только через веру в Евангелие.
Не забывайте: именно люди, считающие себя высоконравственными и глубоко религиозными, пытаются убить других, направляя самолеты в наши здания. Если на то пошло, именно люди, считавшие себя высоконравственными и глубоко религиозными, пошли на сговор с римлянами, чтобы распять Христа. Нравственные и безнравственные сговорились убить Его, и Своей смертью Он обеспечил спасение, в котором и те, и другие отчаянно нуждались.
Морализм – это не ответ на вопрос, беспокоящий любую страну. Ответ – это Евангелие. Сами по себе более высокие моральные нормы не заработают Божьего благословения для любой страны. Наша единственная надежда на это опирается на преображающую силу Евангелия. И наше призвание – проповедовать Евангелие Иисуса Христа до концов земли, независимо от того, чем заняты неверующие в нашей стране. Да даст Бог благодать своему народу быть верными этой задаче. Я верю, что это самое значительное благословение, которое Он может когда-либо даровать нашей стране.
Источник: Pulpit Magazine, Vol. 2 No. 2 (February 2013): 3-9.
Оригинал (на английском языке) доступен по ссылке:
Comentários