top of page
Фото автораПавел Белоус

Только один путь

Автор: Уэр Брюс

На сегодняшний день существует три точки зрения о том, является ли Христос единственным путем к спасению. Им можно дать определение в зависимости от ответа на два основополагающих вопроса: во-первых, является ли Иисус единственным Спасителем? Более подробно: является ли безгрешная жизнь Христа и Его искупительные смерть и воскресение единственным способом, благодаря которому покрывается наказание за грех и побеждается его сила? Во-вторых, является ли вера в Христа необходимой для спасения? Более подробно: необходимо ли человеку осознавать истины о смерти Христа за грех и Его воскресении, а также верить в Иисуса, чтобы воспользоваться благами Его искупительного труда и таким образом получить спасение?

Плюрализм отвечает на оба вопроса «нет». Плюралист, такой как Джон Хик, верит, что к Богу ведет множество путей, и Иисус – только один из них. Поскольку спасение можно найти через другие религии и религиозных лидеров, людям, конечно же, необязательно верить в Христа, чтобы спастись.

Инклюзивизм отвечает на первый вопрос «да», а на второй – «нет». Инклюзивист, такой как Кларк Пиннок, считает: хотя Иисус совершил труд необходимый для нашего возвращения к Богу, люди тем не менее могут спастись, если ответят положительно на Божье откровение в творении и, возможно, в аспектах собственной религии. Поэтому, даже несмотря на то, что Христос – это единственный Спаситель, людям необязательно знать о Нем или верить в Него, чтобы спастись.

Эксклюзивизм отвечает на оба вопроса «да». Эксклюзивист, как покойный Рональд Х. Нэш, считает, что Писание утверждает обе истины: во-первых, только Иисус совершил искупительный труд необходимый для спасения грешников, и, во-вторых, знание Христа и вера в Него необходимы для спасения любого человека. В остальной части статьи приводится краткий обзор некоторых основных подтверждений этих двух утверждений.

Иисус – единственный Спаситель

Зачем считать, что Иисус – это единственный Спаситель? Среди всех людей, которые жили и когда-либо будут жить, только Иисус, в Своей Личности и в Своем труде, считается тем, кто способен совершить искупление за грех всего мира. Ниже представлены несколько истин, которые показывают, что только Иисус может по праву претендовать на роль Спасителя:

Во-первых, только Христос был зачат Святым Духом и рожден Девой (Ис. 7:14; Матф. 1:18–25; Луки 1:26–38); поэтому только Он может считаться Спасителем. Почему это важно? Только когда Святой Дух занимает место человеческого отца в зачатии Иисуса, зачатый может поистине быть в полной мере Богом и в полной мере человеком. Христос должен быть и Богом, и человеком, чтобы искупить грех (смотрите ниже), однако, чтобы это произошло, Он должен быть зачат Святым Духом и рожден от женщины-девственницы. Никто в истории мира не был зачат Святым Духом, и никто не был рожден непорочной матерью. Следовательно, только Иисус подходит на роль Спасителя.

Во-вторых, только Христос – воплощенный Бог (Ин. 1:1–18; Евр. 1:1–3; 2:14–18; Фил. 2:5–11; 1Тим. 2:5–6); поэтому только Он считается Спасителем. Как утверждал Ансельм в одиннадцатом веке, наш Спаситель должен быть в полной мере человеком, чтобы занять место людей и умереть вместо них, и Он должен быть в полной мере Богом, чтобы цена Его жертвенной платы удовлетворила требования бесконечно святого Бога. Он должен быть человеком, однако обычный человек попросту не смог бы совершить такой бесконечной платы за грех. Нет никого в истории мира, кто был бы в полной мере Богом и в полной мере человеком. Следовательно, только Иисус подходит на роль Спасителя.

В-третьих, только Христос прожил безгрешную жизнь (2 Кор. 5:21; Евр. 4:15; 7:23–28; 9:13–14; 1Пет. 2:21–24); поэтому только Он может быть Спасителем. Как ясно сказано в книге Левит, животные, которые предлагаются в качестве жертвы за грех, должны быть без порока. Это стало прообразом жертвы Христа, который, будучи безгрешным, смог умереть за грехи других, а не за Себя. Однако никто в истории мира не прожил совершенно безгрешной жизни. Следовательно, только Иисус подходит на роль Спасителя.

В-четвертых, только Христос был наказан, и Его смерть стала заместительной (Ис. 53:4–6; Рим. 3:21–26; 2Кор. 5:21; Гал. 3:10–14); поэтому только Он может быть Спасителем. Наказание за грех – смерть (Рим. 6:23). Поскольку Христос прожил безгрешную жизнь, Он не заслуживал смерти. Наоборот, причина Его смерти заключалась в том, что Отец вменил Ему наш грех. Он умер вместо нас. Никто другой в истории мира не умер, потому что понес наказание за грех других людей, но вместе с тем не был осужден за собственный грех. Следовательно, только Иисус подходит на роль Спасителя.

В-пятых, только Христос воскрес из мертвых, восторжествовав над грехом (Деян. 2:22–24; Рим. 4:25; 1Кор. 15:3–8, 16–23); поэтому только Он может быть Спасителем. Библия показывает, что только несколько человек, кроме Христа, были воскрешены из мертвых (3Цар. 17:17–24; Ин. 11:38–44), но только Христос воскрес из мертвых, чтобы потом никогда не умереть, восторжествовав над грехом. Наказание за грех – смерть, и самая большая сила греха заключается в смерти. Итак, воскресение Христа из мертвых показывает, что Его искупительная смерть за грех в полной мере оплатила наказание за грех и одержала полную победу над самой большой его силой. Никто в истории мира не воскресал из мертвых, восторжествовав над грехом. Следовательно, только Иисус подходит на роль Спасителя.

Вывод понятен: только Христос подходит на роль Спасителя, и только Христос является Спасителем. Слова самого Иисуса не могли быть более ясными: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Апостол же Петр подтверждает: «…ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Эти утверждения верны ни о ком ином в истории мира. Безусловно, только Иисус – Спаситель.

Вера в Христа необходима для спасения

Зачем считать, что вера в Христа необходима для спасения? Учение апостолов понятно: суть Евангелия сейчас (после пришествия Христа) сосредоточена непосредственно на искупительной смерти и воскресении Христа, а благодаря вере в Христа человек получает прощение грехов и вечную жизнь. Ознакомьтесь с отрывками ниже, отстаивающими убеждение, что люди получают спасение только, если они знают Христа и доверяют Ему как своему Спасителю:

Во-первых, учение Самого Иисуса говорит о том, что народам необходимо слышать и покаяться, чтобы спастись (Луки 24:44–49). Иисус заповедует: «…и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Луки 24:47). Люди, которых здесь описывает Иисус, не покаялись и не спасены. Чтобы обрести спасение, они должны покаяться. Однако, чтобы покаяться, они должны услышать, как во Имя Христа провозглашается Его труд. И это верно для всех народов, в том числе и евреев, не поверивших в Христа. Иисус не представил «народы», у которых уже есть спасающее откровение. Наоборот, верующие должны провозглашать весть Христа всем народам, чтобы представители этих народов обретали спасение.

Во-вторых, Павел учит о том, что даже благочестивые евреи и все остальные, должны услышать о Христе и уверовать в Него, чтобы обрести спасение (Рим. 10:1–4, 13–15). Желание его сердца и молитва о спасении соплеменников. Несмотря на ревность о Боге, они не знают, что Божья праведность приходит через веру в Христа. Поэтому эти евреи не спасены, хотя они и религиозны. Все, кто призовут имя Христа (см. Рим. 10:9, 13), спасутся. Однако для этого нужно, чтобы им кто-то рассказал. А для этого необходимо, чтобы люди были посланы. Следовательно, миссионерское служение необходимо, поскольку люди должны услышать Евангелие о Христе, чтобы спастись.

В-третьих, история Корнилия показывает, что даже набожные язычники должны услышать о Христе и уверовать в Него, чтобы получить спасение (Деян. 10:1–2, 38–43; 11:13–18; 15:7–9). Не будучи спасенным до прихода Петра (в противоположность мнению некоторых), Корнилий был благочестивым (10:2) язычником, которому нужно было услышать о Христе и уверовать в Него, чтобы спастись. Когда Петр сообщает об обращении язычников, он заявляет: только после его проповеди Корнилий услышал весть, которую необходимо было услышать для «спасения» (Деян. 11:14; см. также 15:8–9). Несмотря на свою религиозность, Корнилию нужно было услышать провозглашение Евангелия Христа, чтобы спастись.

И вновь вывод очевиден: Иисус единственный Спаситель, и люди должны знать Христа и верить в Него, чтобы спастись. Да будем мы с вами чтить Христа и Евангелие, и да будем являть нашу верность Божьему Слову, признавая обе эти истины и демонстрируя в жизни свою приверженность им.

© Служение «Лигонье» – Ligonier.org

139 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


пост про страдание
bottom of page