8 причин, почему ваши отговорки применять церковную дисциплину не работают
Автор: Пол Александер
Церковная дисциплина. У некоторых людей только сама эта фраза вызывает лихорадочную дрожь. Возникают вопросы об объективности, прощении, благодати, милосердии и любви. Сыплются обвинения в гордости и раскольничестве, самоправедности и критиканстве.
И если быть честным, мы боимся, что о нас подумают, как о поместной церкви, если мы смеем наказывать кого-либо за грех, когда Иисус простил так много нам.
Эти возражения и сомнения вполне понятны, но в то же время они свидетельствуют и о нашей робости. Они выдают страх о том, что о нас подумают другие. Утопленные лозунгом современности «не суди никого», мы представляем себе церковную дисциплину резко осуждающей, и поэтому для нашего дела это не может быть полезным.
Не должны ли мы беспокоиться о репутации церкви в своей местности? Иисус учит, чтобы мы сияли, как город, стоящий на верху горы, чей свет не может быть сокрыт (Мф. 5:14-16). Он хочет, чтобы мир знал о том, что мы – Его ученики по нашей любви друг ко другу (Ин. 13:34). Так как же посвященность практике церковной дисциплины связана с адекватной заботой о репутации поместной церкви?
Недавно я читал 5-ю главу Первого послания Коринфянам, и апостол Павел побудил меня поставить вопрос иначе. Вопрос не в том, «что скажут о церкви, если мы будем практиковать церковную дисциплину?», а в том, «что скажут о церкви, если мы будем пренебрегать церковной дисциплиной?». Апостол Павел говорит, что отказ применять дисциплину к нераскаявшимся членам церкви – через исключение из членских списков, отстранение от участия в Вечере Господней и помощь в понимании, что грех ставит под сомнение их исповедание веры – свидетельствует как минимум о восьми проблемах.
Как ни парадоксально, эти восемь проблем связаны как раз с тем, чего мы боимся, когда действительно практикуем церковную дисциплину.
МЫ СЧИТАЕМ ПРИМЕНЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ГОРДОСТЬЮ, А ПАВЕЛ НАЗЫВАЕТ ГОРДОСТЬЮ ЕЁ ОТСУТСТВИЕ.
Аргумент звучит следующим образом: «Кто мы такие, чтобы судить других? Так как все мы грешники, не будет ли высокомерным с нашей стороны ковыряться в чужих грехах, которые немногим хуже наших, как будто они достойны публичного обличения, а наши нет?»
В Первом послании Коринфянам 5:1-2 Павел доказывает как раз таки обратное: «…некто вместо жены имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело». Другими словами, не считается гордыней отлучать человека; гордостью считается не отлучать его. Почему? Потому что коринфяне считали, что они будут «лучшими христианами», «проявляя к нему благодать», как если «тот, кто наиболее снисходителен к другим, является самым смиренным».
Павел же говорит: «не так». Гордостью будет позволять исповедующим христианам с поведением похуже нехристианского оставаться безнаказанными и называть это христианством.
Это не назовешь смиренным подчинением Писанию. Это – «переписывание» Писания.
МЫ СЧИТАЕМ, ЧТО ПРИМЕНЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ РАЗДЕЛЯЕТ ЦЕРКОВЬ, А ПАВЕЛ СЧИТАЕТ, ЧТО ЦЕРКОВЬ РАЗДЕЛЯЕТ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ДИСЦИПЛИНОЙ.
Было бы легко предположить, что отлучение нераскаявшегося грешника разделяет церковь. Но тем не менее Павел повелевает коринфянам: «дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело». Поразмыслите немного над этой фразой: «изъят был из среды вас». Предлог «из среды» подразумевает, что пока этот нераскаявшийся грешник остается в вашей среде – общается как один из вас, считается таким же, как вы – он – единственный, кто сеет разделение. Каким образом? Представляя собой пример бунта там, где должен быть пример раскаяния.
Когда член церкви мирится со своим собственным грехом, это наносит ущерб для мира внутри всей церкви.
МЫ СЧИТАЕМ, ЧТО ПРИМЕНЯТЬ ДИСЦИПЛИНУ ГЛУПО, А ПАВЕЛ СЧИТАЕТ, ЧТО ГЛУПО ЕЁ НЕ ПРИМЕНЯТЬ.
Здесь нас мучает ошибочное предположение, что о нас пойдет худая молва: мы не можем быть терпеливыми к большим грешникам, мы – не прощающая церковь, либо что угодно ещё. Если даже правильное применение церковной дисциплины подвергается жесткому давлению, тогда зачем вообще это делать? Кроме того, кто захочет посещать церковь, из которой выгоняют людей? Если же говорить о рисках для дела – как, по-вашему, такая церковь будет расти?
Но Павел уже принял решение по этому вопросу задолго до того, как опустил перо на папирус: «Я уже вынес приговор тому, кто сделал такое дело». Павлу очевидна последовательность действий по отношению к члену церкви, который примирился со своим явным, продолжающимся грехом (он «имеет» жену своего отца, настоящее продолженное время).
Вы должны разорвать отношения с ним, чтобы мир уважал церковь за то, что она живёт так, как проповедует. Это мудрость, а не глупость.
МЫ ДУМАЕМ, ЧТО, ПРИМЕНЯЯ ДИСЦИПЛИНУ, МЫ НЕ ПРОЯВЛЯЕМ ЛЮБОВЬ, А ПАВЕЛ СЧИТАЕТ, ЧТО НЕ ПРОЯВЛЕНИЕМ ЛЮБВИ ЯВЛЯЕТСЯ ОТКАЗ ОТ ДИСЦИПЛИНЫ.
«Не нарушает ли применение дисциплины “золотое правило”?». Только если вы хотите, чтобы люди с любовью хлопали вас по плечу, пока вы грешите, доводя себя до ада. Слишком резко? Вовсе нет. Как раз об этом Павел говорит в Первом послании Коринфянам 5:5: «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа».
Другими словами, отправьте человека в мир, который он, по всей видимости, очень любит, чтобы ему стало тошно от своего греха, он раскаялся и был бы спасен в момент возвращения Христа (ср. Мф. 5:29-30; Ис. 5:19-20).
Покаяние – это необходимая реакция, предшествующая искуплению.
МЫ ДУМАЕМ, ЧТО ПРАКТИКОВАТЬ ДИСЦИПЛИНУ НЕБЛАГОЧЕСТИВО, А ПАВЕЛ СЧИТАЕТ, ЧТО НЕБЛАГОЧЕСТИВО ПРЕНЕБРЕГАТЬ ДИСЦИПЛИНОЙ.
Церковная дисциплина может выглядеть как замешанность в грязной церковной политике или как сведение личных счетов. Да как мы смеем – да еще и в церкви!
Но вновь послушайте слова апостола Павла в Первом послании Коринфянам 5:6-7 «Разве не знаете, что малая закваска квасит всё тесто? Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны».
Грех распространяется. Позволить метастазам греха распространяться – и смертельно, и омерзительно.
МЫ СЧИТАЕМ ДИСЦИПЛИНУ ЛИЦЕМЕРИЕМ, А ПАВЕЛ СЧИТАЕТ ЛИЦЕМЕРИЕМ ОТСУТСТВИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
«О, эта церковь – банда жуликов! Они устраняют людей, которые не похожи на них». Признаюсь честно: лицемерные церкви действительно существуют. Но это не оправдывает неподчинение ясному библейскому учению о дисциплине, данному здесь, в Первом послании Коринфянам 5:8: «Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины».
Недостаток дисциплины создает обстановку, которая оправдывает и питает лицемерие. Искренняя община практикует церковную дисциплину.
Найдите такую общину, и, весьма вероятно, что тем самым вы найдете истинную церковь.
НАМ КАЖЕТСЯ, ЧТО ПРИМЕНЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СМУЩАЕТ ЛЮДЕЙ, НО ПАВЕЛ СЧИТАЕТ, ЧТО ЛЮДЕЙ СМУЩАЕТ ОТСУТСТВИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
«Не смущаем ли мы людей из мира относительно Божьей благости, когда относимся к своим людям так сурово?». Это не схоже с Павловым рассуждением. Как раз наоборот: «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе».
Люди смущаются, когда кто-то, называясь христианином, продолжает жить во грехе.
Был ли Христос блудником или лихоимцем[1]? Был ли Он злоречивым, пьяницей или хищником[2]? Церковь не должна спокойно позволять неблагочестивым людям носить имя Христа. Это очень смущает людей в мире.
МЫ ДУМАЕМ, ЭТО ПРИМЕНЯТЬ ДИСЦИПЛИНУ НЕСПРАВЕДЛИВО, А ПАВЕЛ СЧИТАЕТ, ЧТО НЕСПРАВЕДЛИВО ДИСЦИПЛИНУ НЕ ПРИМЕНЯТЬ.
Не является ли публичная исправляющая дисциплина просто сговором против бедного беспомощного грешника? Насколько это честно? Но Библия учит обратному. Павел задает вопрос: «Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5:12-13).
Справедливость не отказывается от суда. Справедливость требует суда (Ин. 7:24).
Люди в мире могут говорить плохое о церкви, в которой применяют церковную дисциплину к нераскаявшимся членам. Но знаете что? Они также могут говорить плохое и о церкви, в которой церковную дисциплину не применяют. И в каком-то смысле они будут вторить словам Божьего недовольства.
Автор: Пол Александр
[1] Жадный, алчный человек. – Примеч. ред.
[2] Грабитель, мошенник, аферист. – Примеч. ред.
Bình luận